АРАН. Фонд 928.

Рынин Николай Алексеевич, (1877-1942), специалист в области воздухоплавания, авиации, начертательной геометрии и строительных конструкций, доктор технических наук (1916)

Крайние даты документов фонда: 1896 - 1952

Объём единиц хранения: 212

Краткие сведения о фондообразователе:

Рынин Николай Алексеевич (1877-1942). Специалист в области воздухоплавания, авиации, начертательной геометрии и строительных конструкций, доктор технических наук (1916), профессор. Преподавал в Институте начертательной геометрии, строительного искусства и проектирования металлических конструкций (1901-1902), Петербургском политехническом институте (1902-1920), Институте инженеров путей сообщения (1920-1940), Институте инженеров гражданского воздушного флота (1922-1937), Московском дирижаблестроительном учебном комбинате (1937-1940) Ленинградской военно-воздушной академии (1941-1942) Ленинградском авиационном институте (1941-1942).

Обозрение фонда

Печатные работы: сборники заданий и задач по проблеме "Методы изображения и начертательная геометрия"; курсы, конспекты и планы лекций по методам изображения, начертательной геометрии, воздушным сообщениям, авиации и воздухоплаванию; библиография; статьи "Современные воздушные сообщения" (1921), "Воздушные сообщения СССР-США" (1936), "Принципы реконструкции воздушной линии на основе производительности работы самолета (1940) и др.; пояснительные записки; учебник "Проектирование воздушных сообщений" (1937); описания изобретений; "Альбом карт воздушных сообщений СССР по годам (1922-1938); отчеты о наблюдениях и измерениях во время полетов воздухоплавательных аппаратов; переводы; доклады по аэрофотосъемке, жизни и деятельности К.Э. Циолковского, о полетах в стратосферу, межпланетных сообщениях, ракетным полетам; записи результатов опытов по аэродинамике; расчеты; основные положения диссертации "Расчет шарнирных колец из жестких элементов" (1908), иллюстративные документы по истории воздухоплавания и др.

Биографические документы: объявления и афиши о чтении лекций; удостоверения; справки о работе; юбилейно-поздравительные документы; пенсионная книжка; благодарственные приказы и грамоты; автобиографическая статья "Как я сделался профессором воздушных сообщений" (1933); заявления; выписки из протоколов заседаний и приказы об утверждении в ученых звании и степени; характеристики; письмо о выдвижении Н.А. Рынина кандидатом в действительные члены АН СССР; автобиография и список научных трудов (1941); статьи и отзывы о трудах и деятельности Н.А. Рынина (М.В. Голобова, А.А. Солодовникова, Я.И. Перельмана и др.); приказ и письма об увековечении памяти Н.А. Рынина; библиография трудов ученого.

Письмо Н.А. Рынина к Т.В. Рыниной (жене).

Фотографии Н.А. Рынина, с коллегами и студентами; Н.А. Морозова и др. (1896-1941).


Свернуть
Историческая справка

Рынин Николай Алексеевич (1877, Москва - 1942, Казань) - специалист в области воздухоплавания, авиации,

начертательной геометрии и строительных конструкций, доктор технических наук (1916)

Николай Алексеевич Рынин родился в г. Москве 11декабря (23декабря – по новому стилю) 1877г. Его мать – Мария Васильевна, урожденная Маркова, была дочерью крестьянина Симбирской губернии. Отец – аудитор военного ведомства, был сыном штаб-лекаря. С пятилетнего возраста Н.А. Рынин лишился отца и со своей сестрой Ольгой находился исключительно на иждивении своей матери, зарабатывающей средства к жизни личным трудом.

В 1883г. семья переехала в г. Симбирск, (ныне г. Ульяновск), где проживал отец матери и при поддержке деда Н.А. Рынин поступил после сдачи экзамена в классическую гимназию, которую успешно и закончил в 1896г., пройдя курс 8-ми классов.

Несмотря на затруднительное материальное положение, в том же 1896г. Рынин отправляется в С.- Петербург, где выдерживает по конкурсу экзамен в Институт инженеров путей сообщения.

За время пребывания в Институте с 1896 по 1901гг., каждое лето Рынин работает на строительных практиках и два раза при содействии Института командируется за границу – во Францию, где работает слесарем, кочегаром и помощником машиниста. А в 1900г. Рынин едет на Парижскую Всемирную выставку для осмотра инженерных сооружений. По результатам поездки были написаны в виде отчетов две статьи: «Новые работы Орлеанской железной дороги в Париже» и «Симплонский туннель», которые были напечатаны в Известиях Собрания инженеров путей сообщения.

Ещё студентом Института, Рынин начал специализироваться по курсу начертательной геометрии и своими способностями и потенциальными возможностями обратил на себя внимание профессора В. И. Курдюмова. При его содействии Рынин получил ряд уроков и смог сам себя содержать, не требуя помощи от матери. Будучи уже на 5-ом курсе, Рынин исполнил по заказу Управления Оренбург-Ташкентской железной дороги большой проект – каменной кладки ледореза моста через реку Урал.

После окончания Института инженеров путей сообщения в 1901г. Рынин был принят на службу, на Николаевскую железную дорогу – инженером в Технический отдел Службы пути.

С осени 1901г. Рынин при Институте инженеров путей сообщения начинает вести курс начертательной геометрии, строительного искусства и проектирование металлических конструкций. В 1902г. по рекомендации своего учителя В.И. Курдюмова Рынин был приглашен преподавать начертательную геометрию в организованный тогда в Санкт- Петербурге Политехнический институт. В 1903г. профессор Политехнического института В.Л. Кирпичев предложил Н.А. Рынину вести курс по прикладной механике.

В период 1903-1907гг. Рынин трижды бывает в заграничных командировках: для изучения инженерных сооружений и знакомства с постановкой преподавания в Высших учебных заведениях. В 1903г. и 1906г. – в Европе, а в1904г. – в Америке.

В 1905г. Н.А. Рынин переходит на работу в Контору по переустройству станций Николаевской железной дороги и составляет ряд проектов мостов, эстакад, водоснабжения, зданий и пр. А в 1911г. его назначают начальником этой Конторы.

В 1906г. Н.А. Рынин вступает в брак с дочерью преподавателя гимназии Дружининой Тамарой Васильевной.

Одновременно со своей инженерной службой Рынин выпускает в свет ряд переводных и оригинальных научных работ, например литографированные курсы по разным разделам начертательной геометрии, исследования по расчету инженерных сооружений и т.п.

С 1907г., когда в стране начинается развитие воздухоплавания, Рынин принимает самое деятельное участие в пропаганде этой отрасли техники и науки. Он знакомится с особенностями развития этого направления деятельности за границей, организует совместно с другими участниками процесса Всероссийский Аэроклуб. А в 1909г. Рынин начинает читать курс лекций по воздухоплаванию в Институте инженеров путей сообщения. В том же 1909г. Рынин выдерживает экзамен по прикладной и строительной механике для получения ученой степени адъюнкта при С.- Петербургском Политехническом институте и защищает диссертацию на тему «Расчет шарнирных колец из жестких элементов».

Чувствуя настоятельную необходимость при преподавании курса воздухоплавания иметь самому практический опыт полетов, Рынин с 1910г. сам обучается полетам при Всероссийском Аэроклубе и при Военно- Воздухоплавательной школе. Он получает по правилам Международной воздухоплавательной Федерации звание пилота на аэроплане, дирижабле и воздушном шаре, с вручением удостоверения.

Дальнейшая деятельность Н.А. Рынина была связана, в основном, с изучением методов изображения, с одной стороны, и воздухоплавания, с другой. А организация при его непосредственном участии в Институте инженеров путей сообщения, Аэромеханической лаборатории (1910г.), окончательно заставило его оставить службу на Николаевской железной дороге (1913г.). Рынин полностью переключился на научно-педагогическую деятельность, которая была сосредоточена в Институте инженеров путей сообщения, Политехническом институте, а в последствии, Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота.

В 1916г. Н.А. Рынин представляет для защиты в Институт инженеров путей сообщения вторую диссертацию «Давление ветра на здания». Совет Института освобождает Рынина от вторичной защиты и избирает его адъюнктом Института. Диссертационная работа Рынина удостаивается премии имени В.Ф. Голубева.

В 1918г. Н. А. Рынин принимает участие в организации Народного Аэро-техникума и Школы летчиков-наблюдателей в Петрограде. В 1919г. Рынин получает должность профессора методов изображения в Институте фотографии и фототехники и в Институте инженеров путей сообщения. В 1920г. в Институте инженеров путей сообщения создается Факультет воздушных сообщений и Рынин избирается его деканом.

В 1920-х годах, увлекшись идеями К. Э. Циолковского, Рынин принял участие в создании и работе ленинградской Группы изучения реактивного движения (ГИРД).

Наряду с педагогической работой Рынин, принимает участие в практической разработке новых проблем авиации, реактивных снарядов и артиллерии, строительной механики, инженерных сооружений, аэрофотографии, кинематографии и др.

Уже в 20-е годы авторитет Рынина становится общепризнанным в нашей стране в области авиации и воздушных сообщений. С 1922 г. он включен в состав Совета по гражданской авиации при Главвоздухофлоте. В 1930 г. назначен по совместительству помощником директора Научно-исследовательского института по аэрофотосъемке. 3 ноября 1932 г. Рынин введен в состав Центральной квалификационной комиссии Аэрофлота по присуждению ученых званий, а 23 апреля 1937 г. утвержден членом президиума этой комиссии. С 1936 г. Николай Алексеевич заведует секцией истории авиации и воздухоплавания Института науки и техники АН СССР. В 1937-1940гг. Н.А. Рынин - профессор по Кафедре эксплуатации дирижаблей в Московском дирижаблестроительном учебном комбинате, член Постоянного Технического совета по спецзаданиям, член Государственной квалификационной комиссии, председатель Испытательной комиссии по начертательной геометрии и графики в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. С 1941г. - профессор и заведующий Кафедрой графики в Ленинградской Военно-воздушной академии Красной Армии и Ленинградском авиационном институте.

Н.А. Рынин ведет большую пропагандистскую деятельность, выступая популяризатором ракетной техники и авиации, космических кораблей и межпланетных сообщений. В эти годы он публикует много научно-популярных статей в журналах «Вестник знания», «Человек и природа», «Наука и техника», «Самолет», «Природа», «Техника — массам». Выступает со многими публицистическими и историческими статьями на страницах газет «Известия», «Ленинградская правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «За большевистские авиакадры», «Вечерняя красная газета», «Боевая подготовка», «Авиационная газета». Кроме того, он выступал как лектор и докладчик перед разнообразными аудиториями. Тематика его докладов была широка и разнообразна: история науки и техники, воздухоплавание и авиация, ракетная техника и космические полеты, популяризация научных трудов и изобретений отечественных ученых, инженеров, техников, и в первую очередь основоположника космонавтики К. Э. Циолковского, и многое, многое другое. За 40 лет своей научной и публицистической деятельности он издал свыше 250 трудов и статей, прочитал около 300 лекций и докладов. Он автор учебников по начертательной геометрии. В 1928-1932 годах издал книгу "Межпланетные сообщения" (выпуски 1-9) - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полётов.

В августе 1941 г. Ленинградская Военно-воздушная академия Красной Армии перебазировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР — Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжелую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942 г., в крайне тяжелом состоянии, самолетом был вывезен в Йошкар-Олу, откуда его отправили на лечение в госпиталь, в Казань.

28 июля 1942 г. Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище.


Свернуть
Перечень описей (1)

Вверх